«Настоящая русская женщина»
Историю о том, как бывший муж Юрий Мельников поджег ее дом в поселке Балаганск, 36-летняя Марина Мельникова дважды рассказала в программе «За гранью» на НТВ. В первый раз в студию она вошла на костылях через несколько дней после пожара. У нее были перебинтованы нога и обе руки.
Тихим голосом она пересказывала: бывший муж приехал якобы повидаться с детьми. В доме он прожил два дня. Скандалов и угроз не было, хотя он уговаривал ее вернуться. В два часа ночи 28 января Марина проснулась от запаха бензина. Пошла на кухню и увидела бывшего мужа с канистрой в руках. Он уже облил бензином весь дом, потом кинул зажигалку и выскочил на улицу. Наталья попыталась выйти вслед за ним, но дверь не открылась — поджигатель подпер ее снаружи ломом.
Марина разбила окно, через него вытащила четверых сыновей от года до семи лет и выбралась сама. Дети порезались стеклами, самый младший серьезно обгорел. Трое старших — дети Мельникова, младший — сын Марины от от другого мужчины.

«Настоящая русская женщина — в горящую избу войдет», — восхитился во время эфира один из приглашенных экспертов.
Марина рассказывала: когда жили вместе, Мельников ее бил, а в конце-концов выгнал из дома вместе с тремя общими детьми. Марина уехала в Балаганск из поселка Ангарского, где жила с Мельниковым, и на материнский капитал купила дом. Этот дом и поджег Мельников.
— Какого вы хотите для него наказания? — спросил у Марины ведущий.
— Пожизненного, — ответила она.
Он отбывал срок за убийство, она — за кражу
Марина и Юрий познакомилась в поселке Бозой, в колонии-поселении. Он отбывал там оставшуюся часть наказания за убийство гражданской жены, а она — за кражу.
После освобождения уехали в Аларский район, в родной поселок Юрия — Ангарский. Там у Юрия был дом, где они прожили несколько лет и родили троих сыновей.
Марина была единственной женщиной, с которой Юрий официально зарегистрировал брак. К этому моменту ему было уже за 50. Она до сих пор носит его фамилию.
Соседи говорят, что Мельниковы не работали — в поселке есть только бюджетные рабочие места, куда не берут с судимостями. Мельниковы держали гусей и огород, получали около 50 тысяч рублей детских пособий — на это и жили.

Юрий родился и вырос в Ангарском, но большую часть своей жизни провел в колониях. Он был младшим, восьмым, ребенком в семье. Когда ему был год, его отец убил мать. Все дети, кроме Юрия, попали в детский дом, а его забрала к себе старшая 18-летняя сестра. Она его и вырастила.
В первый раз Юрий попал в тюрьму еще в молодости, за убийство. Односельчане рассказали ЛБ, что он угнал трактор. А когда к нему пришла толпа местных с требованием вернуть машину, взял ружье и выстрелил не глядя — попал в 20-летнего парня, тот умер на месте. «Люди Байкала» не нашли этого приговора в открытом доступе.
Юрий тогда уже был женат, хотя брак не регистрировали, в семье росли двое сыновей. Когда его посадили, жена, по словам знакомых, бросила детей и уехала. После возвращения из колонии Юрий стал жить гражданским браком с другой женщиной. Спустя несколько лет ее нашли повешенной, трагедию признали самоубийством.
Второй срок Юрий получил за убийство третьей гражданской жены. Она умерла в больнице после того, как Мельников избил ее. На сайте Усть-Кутского суда есть данные о том, что в 2013 году Юрия Мельникова осудили за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. Самого приговора нет в открытом доступе.

Третий срок Мельников должен был получить не за поджог дома бывшей, а за другой поджог.
3 января 2025 года, за три недели до того, как поехать к Марине в Балаганск, он поджег сено возле дома своей племянницы Натальи в поселке Ангарском. Пожар быстро потушили, огонь не успел перекинуться на дом, никто не пострадал. Наталья — дочь той самой сестры, которая вырастила Юрия.
Как рассказали «Людям Байкала» односельчане Мельникова, в тот день он узнал, что племянница получала на карту зарплату его сына Романа, который заключил контракт и поехал воевать в Украину. В январе Роман уже числился пропавшим без вести.
«Кто-то получил за Рому миллионы!»
На странице Романа Мельникова во «Вконтакте» много фотографий с войны. 21 декабря 2023 года под ними появилась запись его тети Натальи: «Привет, мой хороший!» В январе 2025 года она публиковала его фотографии уже на своей странице и писать посты о поиске брата. В последний раз Роман выходил на связь летом 2024-го.
Сыновья Юрия Мельникова от первого незарегистрированного брака, Алексей и Роман выросли в детском доме. Их отправили туда после того, как отца посадили, а мать уехала в неизвестном направлении. Никто из многочисленных родственников не забрал их в свои семьи.
У старшего, Алексея, с детства был диагноз «умственная отсталость». По словам близких, он был «очень добрым парнем». После выпуска из детского дома он жил в соседнем поселке Кутулик, работал на складе, общался с родственниками. Десять лет назад он просто перестал выходить на связь. Родственники не знают, что с ним случилось — по слухам, он где-то умер в возрасте 27 лет.
Младший брат, Роман, часто бегал к родным в Ангарский — детский дом был в соседнем селе. После выпуска из детского дома он, как и брат, жил в Кутулике. В 2010 году он получил условный срок за кражу поросенка, куриц и пилы-болгарки.
Восемь лет назад Роман переехал в Белгород. Там, по рассказам знакомых, он долго не мог найти постоянную работу. Волоконовский районный суд Белгородской области в 2023 году судил человека с такими же фамилией, именем и отчеством за грабеж. Его приговорили к 360 часам обязательных работ.

Знакомые считают, что Роман подписал контракт с минобороны, потому что не мог «хорошо устроиться в жизни». Но двоюродная сестра Наталья уверяет, что он хотел защищать родину.
Как рассказывают односельчане, подписав контракт, Роман неожиданно позвонил отцу, с которым давно не поддерживал связь. Рассказал Мельникову, что собирается «поехать на СВО» и предложил отцу, как самому близкому родственнику, оформить на себя дубликат зарплатной карты.
Но карта Романа почему-то, по словам односельчан, оказалась не у Юрия, а у двоюродной сестры Натальи. Наталья якобы начала общаться с Романом только после того, как в соцсетях увидела его фотографии с войны. Односельчане утверждают: Наталья убедила Романа, что отцу нельзя доверять карту.
Когда Юрий об этом узнал, пришел к Наталье домой и от обиды поджег сено во дворе. Юрия задержали. В отделении ему предложили подписать контракт с минобороны, чтобы снова не попасть в тюрьму. Он согласился, и его отпустили. Перед отъездом на войну Мельников продал свой дом. А потом поехал к Марине и детям в Балаганск — хотел попрощаться.
По версии Натальи, дядя не поджигал ее дом, а взял на себя вину другого человека — своего брата, который больше всех возмущался тем, что Наталье достанутся выплаты. «Все время говорил: миллионы, миллионы, кто-то получил за Рому миллионы! — рассказала ЛБ Наталья. — Ну он [Юрий] и разозлился. А кто мог получить, если Рома еще пропавший без вести?» По ее словам, зарплатной карты погибшего у нее не было.
Своего двоюродного брата Наталья давно считает погибшим. Его сослуживцы рассказали, что Роман погиб еще в июле. На вопрос, кто за него все-таки получит выплаты, она отвечает: «Я у него вписана во всех документах».
«Напилась и подожгла»
За поджог дома бывшей жены Юрия Мельникова приговорили к 11 годам колонии строгого режима. Ему снова предлагали подписать контракт, но потом «забраковали по здоровью», говорит Наталья. Она ходила на заседания суда и передает версию событий, озвученную дядей. Якобы дом бывшей жены Марины он тоже не поджигал, а приехал попрощаться с детьми. Но Марина его обворовала — вытащила из кармана 80 тысяч рублей, вырученные от продажи дома.
Юрий якобы заметил пропажу денег не сразу и написал заявление о краже, уже в СИЗО. Наталья додумывает: Марина сама подожгла дом, чтобы обвинить Юрия и скрыть кражу.
«Напилась и подожгла, — говорит Наталья. — Он [Юрий Мельников] человек спокойный. А она еще тут у нас в Ангарском заворовалась. И она сядет в тюрьму, когда ее третьему сыну исполнится 14 лет».

На сайте Аларского суда действительно размещен приговор по делу Марины Мельниковой. Летом 2019 года она через задний двор вошла в дом соседки в Ангарской и вытащила из сумки кошелек, в котором были 4500 рублей. В приговоре упоминаются прошлые судимости Марины за кражи — в 2012, 2013, 2015 и 2016 годах. За украденный кошелек ей дали два года и три месяца колонии, но отсрочили наказание до 14-летия младшего сына.
В решении суда говорится, что после достижения ребенком 14 лет суд может освободить Мельникову от наказания и снять судимость. Но если до этого времени она откажется от ребенка или будет уклоняться от родительских обязанностей, то ее отправят в колонию.
«На той передаче был совсем другой человек»
В апреле 2025 года Марине Мельниковой посвятили второй выпуск передачи «За гранью» на НТВ. В студию она вбежала уже на обеих ногах и с криком накинулась на отца своего четвертого сына — Сергея Крупкина. Именно он позвонил в студию после первого эфира и заявил, что Марина всех обманула.
Сергей Крупкин рассказал, что это к нему Марина переехала из Ангарской в Балаганск и по его совету купила там дом на материнский капитал. Теперь он хочет забрать у Марины их общего полуторагодовалого сына, из-за того что Марина «ведет разгульный образ жизни». Он удивился, что после первого эфира односельчане собрали ей в помощь 70 тысяч рублей, потому что уверен — «она просто их прогуляет». Тут же выяснилось, что кроме четверых сыновей, у нее есть старшие дети, которые живут у родственников. Сколько у нее детей, Мельникова не смогла сказать сразу, но потом посчитала — шестеро. Двоих старших, 14 и 15 лет, воспитывает ее двоюродная сестра.
«На той передаче это был совсем другой человек», — развела руками одна из приглашенных на передачу эксперток.
В конце передачи Мельникову пригласили пожить в социальном реабилитационном центре вместе с детьми, чтобы пройти лечение и решить свои проблемы. Она согласилась.

Дом Мельниковой после пожара восстановили по спецпроекту «Вызов». Его запустило государство, чтобы возвращать детей в кровные семьи, из которых их однажды изъяли, или помогать финансово семьям, которые находятся в социально опасном положении.
Мельниковой выделили 100 тысяч рублей — на них купили мебель, технику и сделали ремонт. Еще 70 тысяч рублей для нее собрали односельчане.
О счастливой семье в восстановленном доме на своей странице во «Вконтакте» рассказала детский омбудсмен Иркутской области Татьяна Афанасьева.
«Людям Байкала» не удалось поговорить с Мариной Мельниковой. Номер, по которому с ней общались родственники Юрия, теперь недоступен.
— Я рассказал вам об этой семье, чтобы люди понимали, что творится из-за вот этих денег, — сказал «Людям Байкала» односельчанин Мельникова. — Они там друг друга уже жгут.